Наши вузы при составлении образовательных программ хотят формировать актуальный для нанимателей набор компетенций будущих специалистов сообща с самими потенциальными работодателями. Более того, пытаются исправить прошлые ошибки — прежде процесс зачастую шел, как говорится, наугад. Однако пока, увы, до стопроцентного взаимодействия далеко. Высшие учебные заведения готовы впитывать передовой опыт Европы, но удастся ли безболезненно внедрить его с учетом специфичных реалий отечественного рынка труда?
Подход к системе высшего образования у нас такой: процесс подготовки будущих специалистов должен максимально увязываться с запросами и ожиданиями работодателей. Кроме того (и это тоже важно), молодые специалисты обязаны уметь самостоятельно отбирать и уметь пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях. Увы, нет еще у вузов четкого понимания, каких результатов обучения от них ждут, как они должны выглядеть на бумаге и насколько быть согласованы с компетенциями выпускников. Между тем уже во время итоговой аттестации в университете хорошо бы понять, наработал студент те или иные навыки либо нет.
— О подготовке специалистов с использованием компетентностного подхода университеты задумались с 2013 года, — говорит начальник главного управления учебной и научно–методической работы Белгос-университета Людмила Хухлындина. — Уже тогда в образовательных стандартах мы пытались определить, какими компетенциями должен обладать выпускник, выходящий на рынок труда. Тогда же определились, что есть несколько групп компетенций — личностные, профессиональные, специальные профессиональные и так далее. Первый опыт разработки новых образовательных стандартов показал, что, наверное, мы сами не до конца понимали, что хотели увидеть в результате.
Эксперты полагают, что здесь нужно объединить усилия работодателей и вузов. В качестве примера приводится Россия. Там университеты формулируют некоторый набор компетенций, передают их нанимателям, чтобы те что–то внесли и дополнили исходя из собственного опыта. И уже потом, после окончательной шлифовки в академических традициях, появляется образовательный стандарт. У нас организации, которые будут заказывать кадры, тоже могут не только объяснить, что им нужно сейчас, но и спрогнозировать на будущее, считает проректор по научно–методической работе Республиканского института высшей школы (РИВШ) Игорь Титович:
— У нанимателей есть возможность повлиять на процесс подготовки кадров в вузах. Порой при разработке образовательных стандартов нынешнего, третьего поколения привлекаются заинтересованные компании. Кроме того, ряд стандартов согласуется с работодателем либо с ведомствами, которые являются заказчиками кадров и представляют нанимателей данного направления. Хотелось бы, чтобы предприятия еще более углубились в разработку стандартов, в процесс формулировки компетенций — во все то, чем сейчас занимаются в основном вузы.
Правда, компании, работающие в сфере ИТ–технологий, не готовы ждать, пока вуз подготовит специалистов по ранее обозначенным параметрам. В данном секторе экономики быстро обновляется содержание профессиональной деятельности, поэтому предприятия склоняются к обучению непосредственно на производстве. А вот в других сферах, по признанию Игоря Титовича, наниматели пока не выстраиваются в очередь, чтобы обозначить набор знаний и умений, который они хотят видеть у будущих выпускников. Хотя у них имеется возможность повлиять на формирование учебных программ: в байнете есть Республиканский портал проектов образовательных стандартов высшего образования, где размещаются соответствующие документы с возможностью их корректировки. Есть и обратная связь, утверждают в РИВШ.
Проблема недавно обсуждалась и на представительном семинаре в стенах Белгосуниверситета. В частности, речь шла о перспективах стартовавшего у нас в ноябре нового международного проекта FOSTERC по программе Европейской комиссии для сферы высшего образования Erasmus+. Цель — больше использовать инновационные принципы в преподавании и обучении, чтобы поднять качество знаний.
— Представители проекта FOSTERC настроены серьезно поработать над развитием компетентностного подхода, — убежден начальник управления высшего образования Министерства образования Сергей Касперович. — Такой подход также заложен в новую редакцию Кодекса об образовании, которая вскоре будет направлена в Совет Министров. Дельные рекомендации семинара могут быть в нее включены.
В отношении компетентностного подхода в проекте кодекса заложены принципы стандартизации. Именно с компетенций будет начинаться разработка новых стандартов и учебных планов — основных документов, на которых строится образовательный процесс в университетах. Причем набор знаний, умений и навыков, по идее, должен активно обсуждаться с работодателями, которые особой к тому инициативы, как видим, не проявляют. Но это же не может быть дорогой с односторонним движением! Понятно, что многим компаниям сейчас нелегко — их усилия направлены в первую очередь на обеспечение стабильности и экономического роста. Но ведь надо думать и о будущем: компетенции тех, кто придет на первое место работы в очередном десятилетии, закладываются уже сегодня.
Прямая речь
Людмила Хухлындина, начальник главного управления учебной и научно–методической работы БГУ:
— Компетенции — это не только знания студента. Знать мало — необходимы навыки демонстрации и использования этой информации. Сегодня также очень важны умение работать в команде, навыки проектного мышления, психологическая совместимость с коллегами и так далее. Вновь разрабатываемые образовательные стандарты должны учесть допущенные ошибки. В ближайшее время мы хотим провести достаточно масштабный опрос выпускников, преподавателей и работодателей по всем группам и профилям подготовки (для каждого должны быть свои компетенции), чтобы услышать все заинтересованные стороны.
Кстати
В 2012 году в Беларуси был сокращен период обучения по целому ряду специальностей высшего образования. Как следствие, летом вузы предложат рынку труда молодых специалистов, начавших учебу как в 2012–м, так и в 2013–м. Двойной выпуск ожидается в первую очередь по специальностям, связанным с информационными технологиями, а также у гуманитариев.
К сведению
Образовательные стандарты высшего образования содержат общие требования к его уровню, срокам обучения, типам вузов, классификации специальностей и квалификациям, качеству подготовки выпускников, документам о высшем образовании, обязательном его минимуме, максимальному объему учебной нагрузки, критериям оценки. Стандарты первого поколения датируются 1998 — 2008 годами, второго — 2009 — 2012–м, третьего — применяются с 2013–го.
Факт
В проекте новой редакции Кодекса об образовании предусмотрена четкая классификация образовательных программ. Решено уйти от излишней детализации — направлений специальностей, специализаций. Будут широкие специальности, внутри которых университеты смогут проводить профилизации — некие специфические модификации специальностей. Причем автономно.
Справка «СБ»
Проект FOSTERC реализуется консорциумом в составе 15 партнеров из Испании, Литвы, Польши и Финляндии. От Беларуси в нем принимают участие:
Белорусский государственный университет;
Брестский государственный университет им. Пушкина;
Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка;
Белорусский государственный экономический университет;
Гродненский государственный аграрный университет;
Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины;
Полоцкий государственный университет;
Гродненский государственный университет им. Я.Купалы;
Министерство образования;
Республиканский институт выс-шей школы.
Вузы ждут помощи от работодателей в совершенствовании учебных программ
Специалист под ключ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.